Программа работы с детьми по интересам по развитию графо-моторных навыков «Ловкие пальчики»

Воспитатель первой категории Мосиенко Елена Викторовна.
Воспитатель первой категории
Мосиенко Елена Викторовна

Календарно-тематическое планирование.

Лексическая   тема

   №

Тема занятия

         Виды работ

Цели и задачи работы

           Осень

1

Рисование точек и крестиков

1.Пальчиковая гимнастика «Замок».

2.Работа в тетради.

3.Упражнения: « Ладонь-кулак», «Лягушка».

4.Зрителный диктант.

5.Работа в альбоме.

Познакомить детей с тетрадью в клетку; научить ориентироваться в клетке с одновременным рисованием точек; развивать зрительную память, конструктивные навыки, общую и мелкую моторику.

 2

Рисование коротких вертикальных и горизонтальных линий.

1.Пальчиковая гимнастика « Дружба».

2.Выполнение фигур из счётных палочек «Забор»

3.Работа в тетради.

4. Упражнение для глаз « Молния»

5.Зрительный диктант.

6.Работа в альбоме.

Научить проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно; формировать навык ритмичности, двигательной функции кисти руки; развивать зрительное восприятие, зрительную память.

3

Рисование длинных вертикальных и горизонтальных линий в чередовании.

1.Пальчиковая гимнастика « Листочки».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для предупреждения зрительного утомления.

4.Зрительный диктант.

5.Упражнение « Кулак-ребро-ладонь».

6.Слуховой диктант.

7.Физкультминутка «Ветер»

8.Работа в альбоме.

9.Игра с мячом. Лексические упражнения.

- Учить проводить короткие и длинные горизонтальные линии по точкам и самостоятельно;

-Учить выполнять фигуры по образцу, проводить линии в заданном направлении;

-Активизировать  словарь слов-действий; учить образованию относительных прилагательных; закрепить названия деревьев.

-Развивать слуховую память.

4

Рисование наклонных линий. Закрепление навыков штриховки.

1. Пальчиковые шаги:

«Гусеница», «Муравьишка».

Пальчиковая гимнастика «Птички»

2. Работа в тетради.

3.Гимнастика для глаз.

4.Слуховой диктант.

5.Игра « телеграфисты».

6.Работа в альбоме.

7.Лексические упражнения.

Учить рисовать наклонные линии по точкам и по образцу; учить ориентироваться в плоскости листа; закреплять знания о геометрических фигурах.

5

Рисование уголков.

1.Пальчиковые шаги «Птенцы» пальчиковая гимнастика «Птички».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз « Уголки»

4.Зрительный диктант.

5. Игра « Телеграфисты».

6.Физ.мин-ка «Журавли учатся лететь»

7. Работа в альбоме.

8.Лексические упражнения.

Закрепить у детей умение рисовать короткие наклонные линии; учить образовывать сложные прилагательные и согласовывать числительные с существительными; развивать конструктивные навыки, координацию движений.

6

Рисование бордюра.

1.Пальчиковые шаги « Курочка», пальчиковая гим-ка « В гости к пальчику большому»

2.Работа в тетради.

3.Гимнастика для глаз « Жмурки»

4.Зрительный диктант.

5.Физ.мин-ка «Воробей»

6.Упраж-ние « Ладонь-кулак-ребро»

7. Работа в альбоме.

Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; формировать нажим карандаша; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.

7

Рисование квадратов.

1. Пальчиковые шаги « Курочка».

2.Работа в тетради.

3.Гимнастика для глаз « Зигзаги»

4.Зрительный диктант.

5.Физ.мин-ка «Домашние птицы»

6.Упражнение «Колечки»

7.Работа в альбоме.

Закрепить навык проведения коротких горизонтальных и вертикальных линий; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.

   Дикие животные

8

Рисование прямоугольников.

1.Пальчиковые шаги «Мёд и медвежонок», выкладывание прямоугольника из палочек.

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз « Прямоугольники»

4.Зрительный диктант.

5.Физ.мин-ка «Медвежата».

6.Упражнение « Кулак-ребро-ладонь», « Колечки».

7.Работа в альбоме.

Учить детей рисовать прямоугольники со штриховкой; закрепить понятие о геометрической фигуре « прямоугольник»; развивать творческое воображение; развивать зрительное восприятие и зрительную память.

9

Рисование дуг. Штриховка дугами различных видов.

1.Пальчиковые шаги « Котик», упр. «  Маленький конструктор», пальчиковая гимнастика « Котята».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз « Волны».

4.Слуховой диктант « Дорожка».

5.Физкультминутка.

6.Упражнение « Колечки».

7.Работа в альбоме.

Учить детей рисовать дуги по точкам и по образцам (вниз, вверх); учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; развивать ритмичность двигательной функции кисти; воспитывать аккуратность.

Обитатели морей и рек

10

Рисование кругов. Штриховка кругами.

1.Игра « Соберём жемчуг со дна моря», упражнение « Колечки».

2.Работа в тетради.

3.Упр. для глаз « Пузырьки».

4.Зрительный диктант.

5. Физкультминутка.

6.Работа в альбоме.

Учить детей рисовать круги по точкам и самостоятельно; развивать внимание, зрительную память; закрепить навык проведения наклонных линий.

11

Рисование фигур и предметов из кругов.

1.Выкладывание силуэта рыбки горохом и рисом, пальчиковая гим-ка «Жил да был один налим».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз « Рыбки плавают».

4.Зрительный диктант.

5. Физ. мин-ка «Рыбка».

6. Работа в альбоме.

Закрепить у детей умение рисовать круги; учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения предметов; развивать координацию речи и движения.

Зима. Новый год.

12

Рисование узоров из квадратов и кругов.

1.Самомассаж и пальчиковая гим-ка «Шарик».

2.Работа в альбоме.

3.Упр.для глаз «Поймай зайку».

4.Зрительный диктант « Фонарики».

5.Подвижная игра « С Новым годом»

6.Работа в альбоме.

Закрепить у детей умение рисовать квадраты и круги. Развивать зрительное внимание и память. Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе. Развивать творческое воображение.

13

Рисование ёлочек.

1.Пальчиковые шаги « Весёлые подружки», самомассаж пальцев рук «Ёлочка».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз « Стрельба глазами»

4.Зрительный диктант « Ёлочки»

5.Физ.мин-ка «Где мы были мы не скажем…»

6.Работа в альбоме.

7.Лексические упражнения.

Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить подбирать слова антонимы; согласовывать числительные с существительными; развивать зрительное восприятие и зрительную память.

Зимние забавы

14

Рисование овалов. Дифференциация круга и овала.

1.Пальчиковые шаги « Весёлые подружки», упражнение « Ловкие ручки».

2.Работа в тетради-рисование овалов.

3.Гимнастика для глаз.

4.Физ.мин-ка «Снежная баба»

5.Работа в альбоме.

6.Лексические упражнения.

Учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без неё; закрепить понятия о геометрических фигурах; развивать сообразительность, активизировать словарь.

Мебель. Посуда.

Продукты питания

15

Рисование овалов.

Знакомство с графическими диктантами.

1.Пальчиковые шаги «Весёлые подружки», упражнение

«Накрываем стол».

2.Работа в тетради- упражнение «Слива».

3.Упражнение для глаз «Овалы».

4.Зрительный диктант «Посуда».

5.Динамическая пауза «Овощи».

6.Игра « Паучок»

7.Графический диктант «Стул».

8.Работа в альбоме.

Учить детей рисовать овалы по точкам и самостоятельно; познакомить детей с графическим диктантом; развивать слуховую память.

16

Рисование кругов и овалов. Графический диктант

1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки»,

упражнение «Маленький конструктор».

2.Работа в тетради: упражнение «Конфета» самомассаж рук.

3.Гимнастика для глаз.

4.Зрительный диктант « Конфета».

5.Физ. мин-ка.

6.Упр. « Лезгинка».

7.Графический диктант «Ключик».

8.Работа в альбоме.

Закрепить у детей умение рисовать круги и овалы, объединять эти фигуры в предмет; учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; учить отсчитывать нужное количество клеточек для графического диктанта; развивать пространственные отношения, слуховое внимание.

17

Рисование посуды.

1.Пальчиковые шаги « Улитка», игра « Склей посуду».

2.Работа в тетради. Упр.- я: « Нож, чашка, чайник, кастрюля».

3.Упражнение для глаз.

4. Слуховой диктант.

5.Динамическая пауза.

6.Графический диктант « Незнайка».

7. Работа в альбоме.

Закрепить графические навыки детей при изображении предметов посуды по клеткам; развивать зрительное восприятие и зрительную память; закрепить умение штриховать в заданном направлении; продолжать знакомить с графическим диктантом.

Профессии. Моя семья.

18

Рисование узоров с использованием овала.

1.Упражнение «Конструкторы», пальчиковая гимнастика « Гвозди».

2.Работа в тетради.

3. Графический диктант « Сторожевая собака».

4.Упражнение для глаз « Уголки».

5.Зрительный диктант « Часы», « Телевизор».

6.Динамическая пауза.

7. Работа в альбоме.

Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить симметрично воспроизводить предметы; развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения.

19

Рисование вертушек.

1.Пальчиковая гимнастика « Моя семья», игра « Конструкторы»,

2. Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз. Стрельба глазами.

4.Графический диктант « Девочка».

5.Зрительный диктант « Вертушки».

6.Игра « Покажи где…»

7.Физ. мин-ка.

8. Работа в альбоме.

Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; развивать конструктивные навыки; координировать речь и движения.

20

Рисование палочек с присоединением уголков.

1.Пальчиковая гим-ка «Солдаты», самомассаж кистей и пальцев рук.

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз « Стрельба глазами».

4.Зрительный диктант « Танк».

5.Графический диктант « Танк»

6.Физ. мин-ка « Дружно встали».

7.Работа в альбоме.

Закрепить у детей умение рисовать овалы и включать их в различные узоры; формировать временные представления; учить графически воспроизводить направления; развивать мелкую и общую моторику детей.

8 марта

21

Выполнение упражнения « Продолжи строчку». Выполнение узоров.

1.Пальчиковая гим-ка « Мамочка», пальчиковые шаги « Улитка».

2.Работа в тетради.

3.Зрительный диктант « Василёк».

4.Упражнение для глаз « Цветок».

5.Физ. мин-ка « Мамам дружно помогаем».

6.Графический диктант « Цветок».

7.Физ. мин-ка « Цветочки, лепесточки».

8.Работа в альбоме.

Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; воспитывать слуховое внимание, сочетать действия со словом.

Весна

22

Рисование птиц.

1.Игра « Корм для птиц», пальчиковая гим-ка « ласточка».

2.Работа в тетради.

3.Упражнение для глаз «Ручейки».

4.Зрительный диктант « Кораблик».

5.Граф.диктант «Летящая птица».

6.Физ. мин-ка « Зима прошла».

7. Работа в альбоме.

Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; учить подбирать родственные слова; образовывать приставочные глаголы движения ( от глагола лететь); воспитывать слуховое внимание, совершенствовать умение действовать по сигналу, сочетать действия со словом.

Одежда, обувь,

головные уборы

23

Рисование узоров с использованием овала.

1.Упражнение «Волшебная пуговица», пальчиковая гимнастика « Одежда».

2.Работа в тетради.

3.Упр.для глаз «Рисуем шарики».

4.Графический диктант « Белка».

5.Самомассаж « Крючочки»

6.Физ. мин-ка.

7.Работа в альбоме.

Продолжать формировать у детей умение рисовать круги и овалы; учить штриховать предметы в разных направлениях; учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения, закрепить и уточнить знания об одежде.

24

Рисование ломаной линии.

1.Пальчиковые шаги « Кот и бабочка», упр. « Маленький конструктор».

2.Самомассаж кистей и пальцев рук.

3.Работа в тетради.

4.Упражнение для глаз « Стрельба глазами».

5.Графический диктант.

6.Физ. мин-ка « Обувь».

7.Упр. « Лезгинка».

8.Работа в альбоме.

Учить детей проводить прямые ломаные линии без отрыва; закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии; развивать внимание, конструктивные навыки.

Мой дом. Малая Родина. Моя планета.

25

Симметричное рисование по клеточкам

1.Пальчиковые игры «Чудо-пуговицы», «Дом».

2.Работа в тетради.

3.Гимнастика для глаз.

4.Графический диктант « Домик»

5.Динамическая пауза « Прогулка по Земле».

6..Зрительный диктант « Дом».

7.Работа в альбоме.

Учить детей симметрично завершать начатый рисунок по клеточкам, закрепить основные виды штриховок, развивать мелкую моторику руки, координацию движений, развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве.

26

Копирование рисунков по клеточкам.

1.Пальчиковая гим-ка «Четыре братца», упр. «Конструкторы».

2.Работа в тетради.

3.Зрительный диктант « Ракета».

4.Гим-ка для глаз               « Поймай звезду»

5.Физ. мин-ка « Космонавт».

6.Самомассаж.

7.Графический диктант « Ракета».

8. Работа в альбоме.

Закрепить у детей рисовать круги и включать их в различные узоры; продолжать учить графически воспроизводить направления; закрепить основные виды штриховки, развивать мелкую и общую моторику детей, пуговицы.

27

Закрепление сформированных навыков.

1.Игра « Волшебные пуговицы»

2.Работа в тетради.

3.Зрительный диктант.

4.Гим-ка для глаз.

5.Физ. мин-ка «Мы шагаем по планете…»

6.Графический диктант

7.Работа в альбоме.

Закрепить умение работать по образцу при выкладывании палочек.

-корректировать  мелкую моторику пальцев рук через выполнение упражнений, пальчиковых игр.

- упражнять в согласовании движений с текстом.

- развивать тактильные ощущения при нахождении предмета на ощупь.

Транспорт

28

Закрепление сформированных навыков

( Итоговое)

1.Разминка для пальцев, пальчиковые шаги.

2.Упр. « Пройди по дорожке».

3.Графический диктант « Бабочка».

4.Игра « Собирай-ка».

5.Муз. ритмическое упр. «Маленький волшебник».

6.Игра « Волшебная крупа».

7.Игра « Намотай нитку».

Стимулировать речевое развитие детей путём активных движений пальцев рук.

Закрепить умение составлять графическое изображение пространственных отношений и моделировать их в виде рисунка,

проводить кривые, прямые (вертикальные и горизонтальные) линии по намеченному контуру.

Программа занятий

Цель  программы:
Формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует  развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений), развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля (облегчение процесса овладения навыками рисования, письма и чтения). 

Основные  задачи:
-сформировать умение соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша)
-учить детей работать в тетрадях в мелкую клетку.
-с опорой на клетки создавать контуры более сложных предметов.
-учить обводить и штриховать буквы алфавита. Использовать разные виды штриховки в одном рисунке.
-совершенствовать первоначальные графические навыки ориентировки на листе бумаги, укрепляя мышцы руки и пальцев.
-  повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук (база для овладения графо-моторными навыками),
- развитие графо-моторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук (развитие крупной и мелкой моторики),
-развитие речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений,
- развитие произвольной сферы.

Данная рабочая программа позволяет сформировать необходимую базу для полноценного и лёгкого овладения навыком письма в период школьного обучения.       
Срок реализации, режим  и структура занятий
Программа рассчитана на 28 занятий. Возраст детей, посещающих занятия по развитию графомоторных навыков: от 5 до 7 лет. Количество детей в группе – 5 человек. Продолжительность занятия по 25 минут 1 раз в неделю. 
Система работы  включает в себя 28 конспектов занятий с коррекционно-развивающими упражнениями, демонстрационные таблицы для выполнения зрительных диктантов, альбом для штриховки и рабочую тетрадь для развития графических навыков.
Занятия основного этапа начинаются с октября и проводятся фронтально, один раз в неделю, в вечерние часы.
Коррекция тонкой моторики руки ребёнка проводится систематически во всех видах деятельности ребёнка всеми специалистами ДОУ и родителями.
 

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie