Программа работы с детьми по интересам по развитию графо-моторных навыков «Ловкие пальчики»






Календарно-тематическое планирование.
Лексическая тема |
№ |
Тема занятия |
Виды работ |
Цели и задачи работы |
Осень |
1 |
Рисование точек и крестиков |
1.Пальчиковая гимнастика «Замок». 2.Работа в тетради. 3.Упражнения: « Ладонь-кулак», «Лягушка». 4.Зрителный диктант. 5.Работа в альбоме. |
Познакомить детей с тетрадью в клетку; научить ориентироваться в клетке с одновременным рисованием точек; развивать зрительную память, конструктивные навыки, общую и мелкую моторику. |
2 |
Рисование коротких вертикальных и горизонтальных линий. |
1.Пальчиковая гимнастика « Дружба». 2.Выполнение фигур из счётных палочек «Забор» 3.Работа в тетради. 4. Упражнение для глаз « Молния» 5.Зрительный диктант. 6.Работа в альбоме. |
Научить проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно; формировать навык ритмичности, двигательной функции кисти руки; развивать зрительное восприятие, зрительную память. |
|
3 |
Рисование длинных вертикальных и горизонтальных линий в чередовании. |
1.Пальчиковая гимнастика « Листочки». 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для предупреждения зрительного утомления. 4.Зрительный диктант. 5.Упражнение « Кулак-ребро-ладонь». 6.Слуховой диктант. 7.Физкультминутка «Ветер» 8.Работа в альбоме. 9.Игра с мячом. Лексические упражнения. |
- Учить проводить короткие и длинные горизонтальные линии по точкам и самостоятельно; -Учить выполнять фигуры по образцу, проводить линии в заданном направлении; -Активизировать словарь слов-действий; учить образованию относительных прилагательных; закрепить названия деревьев. -Развивать слуховую память. |
|
4 |
Рисование наклонных линий. Закрепление навыков штриховки. |
1. Пальчиковые шаги: «Гусеница», «Муравьишка». Пальчиковая гимнастика «Птички» 2. Работа в тетради. 3.Гимнастика для глаз. 4.Слуховой диктант. 5.Игра « телеграфисты». 6.Работа в альбоме. 7.Лексические упражнения. |
Учить рисовать наклонные линии по точкам и по образцу; учить ориентироваться в плоскости листа; закреплять знания о геометрических фигурах. |
|
5 |
Рисование уголков. |
1.Пальчиковые шаги «Птенцы» пальчиковая гимнастика «Птички». 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз « Уголки» 4.Зрительный диктант. 5. Игра « Телеграфисты». 6.Физ.мин-ка «Журавли учатся лететь» 7. Работа в альбоме. 8.Лексические упражнения. |
Закрепить у детей умение рисовать короткие наклонные линии; учить образовывать сложные прилагательные и согласовывать числительные с существительными; развивать конструктивные навыки, координацию движений. |
|
6 |
Рисование бордюра. |
1.Пальчиковые шаги « Курочка», пальчиковая гим-ка « В гости к пальчику большому» 2.Работа в тетради. 3.Гимнастика для глаз « Жмурки» 4.Зрительный диктант. 5.Физ.мин-ка «Воробей» 6.Упраж-ние « Ладонь-кулак-ребро» 7. Работа в альбоме. |
Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; формировать нажим карандаша; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память. |
|
7 |
Рисование квадратов. |
1. Пальчиковые шаги « Курочка». 2.Работа в тетради. 3.Гимнастика для глаз « Зигзаги» 4.Зрительный диктант. 5.Физ.мин-ка «Домашние птицы» 6.Упражнение «Колечки» 7.Работа в альбоме. |
Закрепить навык проведения коротких горизонтальных и вертикальных линий; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память. |
|
Дикие животные |
8 |
Рисование прямоугольников. |
1.Пальчиковые шаги «Мёд и медвежонок», выкладывание прямоугольника из палочек. 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз « Прямоугольники» 4.Зрительный диктант. 5.Физ.мин-ка «Медвежата». 6.Упражнение « Кулак-ребро-ладонь», « Колечки». 7.Работа в альбоме. |
Учить детей рисовать прямоугольники со штриховкой; закрепить понятие о геометрической фигуре « прямоугольник»; развивать творческое воображение; развивать зрительное восприятие и зрительную память. |
9 |
Рисование дуг. Штриховка дугами различных видов. |
1.Пальчиковые шаги « Котик», упр. « Маленький конструктор», пальчиковая гимнастика « Котята». 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз « Волны». 4.Слуховой диктант « Дорожка». 5.Физкультминутка. 6.Упражнение « Колечки». 7.Работа в альбоме. |
Учить детей рисовать дуги по точкам и по образцам (вниз, вверх); учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; развивать ритмичность двигательной функции кисти; воспитывать аккуратность. |
|
Обитатели морей и рек |
10 |
Рисование кругов. Штриховка кругами. |
1.Игра « Соберём жемчуг со дна моря», упражнение « Колечки». 2.Работа в тетради. 3.Упр. для глаз « Пузырьки». 4.Зрительный диктант. 5. Физкультминутка. 6.Работа в альбоме. |
Учить детей рисовать круги по точкам и самостоятельно; развивать внимание, зрительную память; закрепить навык проведения наклонных линий. |
11 |
Рисование фигур и предметов из кругов. |
1.Выкладывание силуэта рыбки горохом и рисом, пальчиковая гим-ка «Жил да был один налим». 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз « Рыбки плавают». 4.Зрительный диктант. 5. Физ. мин-ка «Рыбка». 6. Работа в альбоме. |
Закрепить у детей умение рисовать круги; учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения предметов; развивать координацию речи и движения. |
|
Зима. Новый год. |
12 |
Рисование узоров из квадратов и кругов. |
1.Самомассаж и пальчиковая гим-ка «Шарик». 2.Работа в альбоме. 3.Упр.для глаз «Поймай зайку». 4.Зрительный диктант « Фонарики». 5.Подвижная игра « С Новым годом» 6.Работа в альбоме. |
Закрепить у детей умение рисовать квадраты и круги. Развивать зрительное внимание и память. Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе. Развивать творческое воображение. |
13 |
Рисование ёлочек. |
1.Пальчиковые шаги « Весёлые подружки», самомассаж пальцев рук «Ёлочка». 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз « Стрельба глазами» 4.Зрительный диктант « Ёлочки» 5.Физ.мин-ка «Где мы были мы не скажем…» 6.Работа в альбоме. 7.Лексические упражнения. |
Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить подбирать слова антонимы; согласовывать числительные с существительными; развивать зрительное восприятие и зрительную память. |
|
Зимние забавы |
14 |
Рисование овалов. Дифференциация круга и овала. |
1.Пальчиковые шаги « Весёлые подружки», упражнение « Ловкие ручки». 2.Работа в тетради-рисование овалов. 3.Гимнастика для глаз. 4.Физ.мин-ка «Снежная баба» 5.Работа в альбоме. 6.Лексические упражнения. |
Учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без неё; закрепить понятия о геометрических фигурах; развивать сообразительность, активизировать словарь. |
Мебель. Посуда. Продукты питания |
15 |
Рисование овалов. Знакомство с графическими диктантами. |
1.Пальчиковые шаги «Весёлые подружки», упражнение «Накрываем стол». 2.Работа в тетради- упражнение «Слива». 3.Упражнение для глаз «Овалы». 4.Зрительный диктант «Посуда». 5.Динамическая пауза «Овощи». 6.Игра « Паучок» 7.Графический диктант «Стул». 8.Работа в альбоме. |
Учить детей рисовать овалы по точкам и самостоятельно; познакомить детей с графическим диктантом; развивать слуховую память. |
16 |
Рисование кругов и овалов. Графический диктант |
1. Пальчиковые шаги «Весёлые подружки», упражнение «Маленький конструктор». 2.Работа в тетради: упражнение «Конфета» самомассаж рук. 3.Гимнастика для глаз. 4.Зрительный диктант « Конфета». 5.Физ. мин-ка. 6.Упр. « Лезгинка». 7.Графический диктант «Ключик». 8.Работа в альбоме. |
Закрепить у детей умение рисовать круги и овалы, объединять эти фигуры в предмет; учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; учить отсчитывать нужное количество клеточек для графического диктанта; развивать пространственные отношения, слуховое внимание. |
|
17 |
Рисование посуды. |
1.Пальчиковые шаги « Улитка», игра « Склей посуду». 2.Работа в тетради. Упр.- я: « Нож, чашка, чайник, кастрюля». 3.Упражнение для глаз. 4. Слуховой диктант. 5.Динамическая пауза. 6.Графический диктант « Незнайка». 7. Работа в альбоме. |
Закрепить графические навыки детей при изображении предметов посуды по клеткам; развивать зрительное восприятие и зрительную память; закрепить умение штриховать в заданном направлении; продолжать знакомить с графическим диктантом. |
|
Профессии. Моя семья. |
18 |
Рисование узоров с использованием овала. |
1.Упражнение «Конструкторы», пальчиковая гимнастика « Гвозди». 2.Работа в тетради. 3. Графический диктант « Сторожевая собака». 4.Упражнение для глаз « Уголки». 5.Зрительный диктант « Часы», « Телевизор». 6.Динамическая пауза. 7. Работа в альбоме. |
Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить симметрично воспроизводить предметы; развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения. |
19 |
Рисование вертушек. |
1.Пальчиковая гимнастика « Моя семья», игра « Конструкторы», 2. Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз. Стрельба глазами. 4.Графический диктант « Девочка». 5.Зрительный диктант « Вертушки». 6.Игра « Покажи где…» 7.Физ. мин-ка. 8. Работа в альбоме. |
Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; развивать конструктивные навыки; координировать речь и движения. |
|
20 |
Рисование палочек с присоединением уголков. |
1.Пальчиковая гим-ка «Солдаты», самомассаж кистей и пальцев рук. 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз « Стрельба глазами». 4.Зрительный диктант « Танк». 5.Графический диктант « Танк» 6.Физ. мин-ка « Дружно встали». 7.Работа в альбоме. |
Закрепить у детей умение рисовать овалы и включать их в различные узоры; формировать временные представления; учить графически воспроизводить направления; развивать мелкую и общую моторику детей. |
|
8 марта |
21 |
Выполнение упражнения « Продолжи строчку». Выполнение узоров. |
1.Пальчиковая гим-ка « Мамочка», пальчиковые шаги « Улитка». 2.Работа в тетради. 3.Зрительный диктант « Василёк». 4.Упражнение для глаз « Цветок». 5.Физ. мин-ка « Мамам дружно помогаем». 6.Графический диктант « Цветок». 7.Физ. мин-ка « Цветочки, лепесточки». 8.Работа в альбоме. |
Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; воспитывать слуховое внимание, сочетать действия со словом. |
Весна |
22 |
Рисование птиц. |
1.Игра « Корм для птиц», пальчиковая гим-ка « ласточка». 2.Работа в тетради. 3.Упражнение для глаз «Ручейки». 4.Зрительный диктант « Кораблик». 5.Граф.диктант «Летящая птица». 6.Физ. мин-ка « Зима прошла». 7. Работа в альбоме. |
Закрепить у детей навык проведения линий в разных направлениях, учить выполнять действия по образцу; формировать нажим на карандаш; учить подбирать родственные слова; образовывать приставочные глаголы движения ( от глагола лететь); воспитывать слуховое внимание, совершенствовать умение действовать по сигналу, сочетать действия со словом. |
Одежда, обувь, головные уборы |
23 |
Рисование узоров с использованием овала. |
1.Упражнение «Волшебная пуговица», пальчиковая гимнастика « Одежда». 2.Работа в тетради. 3.Упр.для глаз «Рисуем шарики». 4.Графический диктант « Белка». 5.Самомассаж « Крючочки» 6.Физ. мин-ка. 7.Работа в альбоме. |
Продолжать формировать у детей умение рисовать круги и овалы; учить штриховать предметы в разных направлениях; учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения, закрепить и уточнить знания об одежде. |
24 |
Рисование ломаной линии. |
1.Пальчиковые шаги « Кот и бабочка», упр. « Маленький конструктор». 2.Самомассаж кистей и пальцев рук. 3.Работа в тетради. 4.Упражнение для глаз « Стрельба глазами». 5.Графический диктант. 6.Физ. мин-ка « Обувь». 7.Упр. « Лезгинка». 8.Работа в альбоме. |
Учить детей проводить прямые ломаные линии без отрыва; закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии; развивать внимание, конструктивные навыки. |
|
Мой дом. Малая Родина. Моя планета. |
25 |
Симметричное рисование по клеточкам |
1.Пальчиковые игры «Чудо-пуговицы», «Дом». 2.Работа в тетради. 3.Гимнастика для глаз. 4.Графический диктант « Домик» 5.Динамическая пауза « Прогулка по Земле». 6..Зрительный диктант « Дом». 7.Работа в альбоме. |
Учить детей симметрично завершать начатый рисунок по клеточкам, закрепить основные виды штриховок, развивать мелкую моторику руки, координацию движений, развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве. |
26 |
Копирование рисунков по клеточкам. |
1.Пальчиковая гим-ка «Четыре братца», упр. «Конструкторы». 2.Работа в тетради. 3.Зрительный диктант « Ракета». 4.Гим-ка для глаз « Поймай звезду» 5.Физ. мин-ка « Космонавт». 6.Самомассаж. 7.Графический диктант « Ракета». 8. Работа в альбоме. |
Закрепить у детей рисовать круги и включать их в различные узоры; продолжать учить графически воспроизводить направления; закрепить основные виды штриховки, развивать мелкую и общую моторику детей, пуговицы. |
|
27 |
Закрепление сформированных навыков. |
1.Игра « Волшебные пуговицы» 2.Работа в тетради. 3.Зрительный диктант. 4.Гим-ка для глаз. 5.Физ. мин-ка «Мы шагаем по планете…» 6.Графический диктант 7.Работа в альбоме. |
Закрепить умение работать по образцу при выкладывании палочек. -корректировать мелкую моторику пальцев рук через выполнение упражнений, пальчиковых игр. - упражнять в согласовании движений с текстом. - развивать тактильные ощущения при нахождении предмета на ощупь. |
|
Транспорт |
28 |
Закрепление сформированных навыков ( Итоговое) |
1.Разминка для пальцев, пальчиковые шаги. 2.Упр. « Пройди по дорожке». 3.Графический диктант « Бабочка». 4.Игра « Собирай-ка». 5.Муз. ритмическое упр. «Маленький волшебник». 6.Игра « Волшебная крупа». 7.Игра « Намотай нитку». |
Стимулировать речевое развитие детей путём активных движений пальцев рук. Закрепить умение составлять графическое изображение пространственных отношений и моделировать их в виде рисунка, проводить кривые, прямые (вертикальные и горизонтальные) линии по намеченному контуру. |
Программа занятий
Цель программы:
Формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений), развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля (облегчение процесса овладения навыками рисования, письма и чтения).
Основные задачи:
-сформировать умение соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша)
-учить детей работать в тетрадях в мелкую клетку.
-с опорой на клетки создавать контуры более сложных предметов.
-учить обводить и штриховать буквы алфавита. Использовать разные виды штриховки в одном рисунке.
-совершенствовать первоначальные графические навыки ориентировки на листе бумаги, укрепляя мышцы руки и пальцев.
- повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук (база для овладения графо-моторными навыками),
- развитие графо-моторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук (развитие крупной и мелкой моторики),
-развитие речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений,
- развитие произвольной сферы.
Данная рабочая программа позволяет сформировать необходимую базу для полноценного и лёгкого овладения навыком письма в период школьного обучения.
Срок реализации, режим и структура занятий
Программа рассчитана на 28 занятий. Возраст детей, посещающих занятия по развитию графомоторных навыков: от 5 до 7 лет. Количество детей в группе – 5 человек. Продолжительность занятия по 25 минут 1 раз в неделю.
Система работы включает в себя 28 конспектов занятий с коррекционно-развивающими упражнениями, демонстрационные таблицы для выполнения зрительных диктантов, альбом для штриховки и рабочую тетрадь для развития графических навыков.
Занятия основного этапа начинаются с октября и проводятся фронтально, один раз в неделю, в вечерние часы.
Коррекция тонкой моторики руки ребёнка проводится систематически во всех видах деятельности ребёнка всеми специалистами ДОУ и родителями.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника