Программа работы с детьми по интересам по экспериментированию «Хочу все знать»
Перспективный план экспериментальной деятельности
в средней группе.
ОКТЯБРЬ |
||
1-я неделя |
«Прозрачная вода» |
Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). |
2-я неделя |
«Нюхаем, пробуем, трогаем» |
Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши - слышать, узнавать различные звуки; нос - определять запах; пальцы - определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус). |
3-я неделя |
«Почему все звучит?» |
Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. |
4-я неделя |
«Какие предметы могут плавать?» |
Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. |
НОЯБРЬ |
||
1-я неделя |
«Делаем мыльные пузыри» |
Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку. |
2-я неделя |
«Вода принимает форму» |
Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. |
3-я неделя |
«Подушка из пены» |
Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). |
4-я неделя |
Тема разноцветные шарики |
Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. |
ДЕКАБРЬ |
||
1-я неделя |
«Взаимодействие воды и снега» |
Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. |
2-я неделя |
«Как согреть руки» |
Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла). |
3-я неделя |
«Что отражается в зеркале?» |
Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. |
4-я неделя |
«Каждому камешку свой домик» |
Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. |
ЯНВАРЬ |
||
2-я неделя |
«Испытание магнита» |
Познакомить детей с магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими |
3-я неделя |
«Замерзшая вода» |
Выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. |
4-я неделя |
«Волшебное сито» |
Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность |
ФЕВРАЛЬ |
||
1-я неделя |
«Взаимодействие воды и снега» |
Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. |
2-я неделя |
«Свойства песка» |
Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. |
3-я неделя |
«Дерево и его свойства» |
Познакомить детей со свойствами дерева. Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, не тонет, удерживает тепло, горит) |
4-я неделя |
«Растения» |
Познакомить с различными способами размножения растений |
МАРТ |
||
1-я неделя |
«Условия, необходимые для роста растений» |
Провести опыт по проращиванию в различных условиях картофеля, лука, гороха. |
2-я неделя |
«Поиск воздуха» |
Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. |
3-я неделя |
«Что растворяется в воде» |
Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. |
4-я неделя |
«Воздух работает» |
Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.). |
АПРЕЛЬ |
||
1-я неделя |
«Волшебный мешочек» |
Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. |
2-я неделя |
«Здравствуй, солнечный зайчик» |
Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). |
3-я неделя |
«Цветной песок» |
Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой |
4-я неделя |
«Фонтанчики» |
Развивать любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение. |
МАЙ |
||
«Пластмасса» |
Продолжать знакомить детей со свойствами материалов: помочь детям в процессе опытов выявить основные свойства пластмассы; учить узнавать предметы, сделанные из пластмассы; уточнить представление детей о том, что можно делать из пластмассы. |
|
«Необычные кораблики» |
Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла. |
|
«Свет и тень» |
Показать детям способы использования различных материалов и инструментов для исследования тени |
|
«Чудеса, фокусы, эксперименты» (открытое занятие для родителей) |
Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности. |
Программа занятий
Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.
Задачи:
Познавательные:-Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.
-Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
- Формировать коммуникативные навыки.
Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:
- О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
- О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).
- О мире растений (способы выращивания из семян, условия роста).
- О человеке.
- О предметном мире.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника